Современное медицинское право в Украине. Главный вектор - гармонизация с законодательством ЕС

Медицинское право - достаточно молодая отрасль права, которая регулирует правоотношения, связанные со здравоохранением. Полтавский юридический институт Национального юридического университета им. Ярослава Мудрого - один из немногих вузов Украины, в котором исследуется медицинское право и осуществляется обучение специалистов в этом направлении. Ежегодно на базе вузов проходят научно-практические мероприятия, посвященные актуальным вопросам этой сферы правоотношений. 27 ноября 2015 в Полтавском юридическом институте состоялась IV Всеукраинская научно-практическая конференция на тему «Теоретико-правовые основы формирования современного медицинского права в Украине». Участники мероприятия ознакомились с теорией и практикой формирования медицинского права, правовыми проблемами формирования и реализации государственной политики в этой сфере, основными направлениями совершенствования законодательства в сфере медицинской и фармацевтической помощи.

Участников конференции приветствовала Наталья Гуторова, доктор юридических наук, профессор, академик Национальной академии правовых наук Украины, директор Полтавского юридического института Участников конференции приветствовала Наталья Гуторова, доктор юридических наук, профессор, академик Национальной академии правовых наук Украины, директор Полтавского юридического института. Она отметила, что Полтавский юридический институт - один из немногих украинских вузов, который взял на себя ответственность за подготовку специалистов по медицинскому праву. На сегодня в учреждениях здравоохранения Полтавщины успешно работают его выпускники. Директор института отметила, что решение о введении этой учебной дисциплины принято ввиду возможности вуза. Не секрет, что Полтавский юридический институт длительное время занимается научной работой в области правового обеспечения медицинской и фармацевтической деятельности.

Докладчик подчеркнула, что в условиях задекларированной реформы здравоохранения развитие медицинского права приобретает незаурядного общественного значения. «На сегодняшний день возникает много вопросов в сфере правоотношений, связанных с охраной здоровья. Не всегда мы можем найти на них ответы. С одной стороны, у Украины есть обязательства в связи с провозглашенной евроинтеграцией и подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС, с другой - существуют особенности украинского национального законодательства, которые нельзя игнорировать », - отметила ученый.

По ее словам, важно понять общественное видение реформы здравоохранения. Необходимо составить представление о том, какой должна быть система здравоохранения в Украине в понимании пациентов и специалистов отрасли здравоохранения с учетом возможности государства. «В конечном итоге мы должны получить достойные условия труда для медицинских работников и удовлетворить потребности украинских пациентов. Для этого нам необходимы соответствующие правовые механизмы, а их разработка требует соответствующих знаний. Поэтому здравоохранение нуждается в специалистах по медицинскому праву », - подчеркнула директор института.

Александр Оглобля, начальник отдела медицинских кадров Департамента здравоохранения Полтавской областной государственной администрации, рассказал о современном состоянии организации системы здравоохранения в Украине Александр Оглобля, начальник отдела медицинских кадров Департамента здравоохранения Полтавской областной государственной администрации, рассказал о современном состоянии организации системы здравоохранения в Украине. По его словам, в украинской системе здравоохранения происходят системные изменения, которые требуют участия профессиональных юристов. Система подготовки врачей не дает им возможности самостоятельно, без участия юристов, решать все вопросы, возникающие при взаимоотношений между пациентом, медицинским или фармацевтическим работником и учреждением здравоохранения. Кроме того, в законодательстве, регулирующем правоотношения в медицинской отрасли, происходит довольно много сложных изменений. Разобраться в них без специальных знаний невозможно.

Докладчик отметил, что Департамент здравоохранения Полтавской облгосадминистрации сотрудничает с Полтавским юридическим институтом. Студенты и выпускники вузов проходят стажировку в учреждениях здравоохранения Полтавы и Полтавской обл. и чаще всего они остаются там для дальнейшей работы юрисконсультами. По словам А. оглобли, сегодня одной из актуальных задач является правовая подготовка руководителей центров оказания первичной медико-санитарной помощи.

О современном состоянии организации системы здравоохранения докладчик отметил, что сейчас в Украине создается модель, основанная на четком распределении уровней оказания медицинской помощи, вытекающих из ее видов. В соответствии с Основ законодательства об охране здоровья медицинская помощь по видам делится на экстренную, первичную, вторичную (специализированную), третичную (высокоспециализированную), паллиативную, медицинскую реабилитацию.

В соответствии с   Основ законодательства об охране здоровья   медицинская помощь по видам делится на экстренную, первичную, вторичную (специализированную), третичную (высокоспециализированную), паллиативную, медицинскую реабилитацию

Первичная медицинская помощь оказывается в амбулаторных условиях или по месту жительства (пребывания) пациента врачом общей практики - семейным врачом и предусматривает предоставление консультации, проведение диагностики и лечения наиболее распространенных болезней, травм, отравлений, патологических, физиологических (в период беременности) состояний, осуществления профилактических мероприятий; направление в соответствии с медицинскими показаниями пациента, который не нуждается в экстренной медицинской помощи, для оказания ему вторичной (специализированной) или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи; оказания неотложной медицинской помощи в случае острого расстройства физического или психического здоровья пациента, не требующий экстренной, вторичной (специализированной) или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи.

Вторичная (специализированная) медицинская помощь - медицинская помощь, оказываемая в амбулаторных или стационарных условиях врачами соответствующей специализации (кроме врачей общей практики - семейных врачей) в плановом порядке или в экстренных случаях и предусматривает предоставление консультации, проведение диагностики, лечения, реабилитации и профилактики болезней , травм, отравлений, патологических и физиологических (в период беременности и родов) состояний; направление пациента в соответствии с медицинскими показаниями для предоставления вторичной (специализированной) медицинской помощи по другой специализации или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи.

Третичная (высокоспециализированная) медицинская помощь - медицинская помощь, оказываемая в амбулаторных или стационарных условиях в плановом порядке или в экстренных случаях и предусматривает предоставление консультации, проведение диагностики, лечения болезней, травм, отравлений, патологических состояний, ведение физиологических состояний (в период беременности и родов) с применением высокотехнологичного оборудования и / или высокоспециализированных медицинских процедур высокой сложности; направление пациента в соответствии с медицинскими показаниями для предоставления вторичной (специализированной) медицинской помощи или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи по другой специализации.

Отдельным видом медицинской помощи в Основах законодательства об охране здоровья вынесено экстренную медицинскую помощь. Экстренная медицинская помощь заключается в осуществлении медицинскими работниками в соответствии с законом неотложных организационных, диагностических и лечебных мероприятий, направленных на спасение и сохранение жизни человека в неотложном состоянии и минимизации последствий такого состояния на здоровье.

По словам докладчика, на Полтавщине реализована новая модель оказания экстренной медицинской помощи. На сегодня Коммунальное учреждение «Полтавский областной центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» Полтавского областного совета функционирует как отдельное юридическое лицо.

По паллиативной помощи А. Оглобля отметил, что она предоставляется на последних стадиях течения неизлечимых заболеваний, включает комплекс мероприятий, направленных на облегчение физических и эмоциональных страданий пациентов, а также предоставление психосоциальной и моральной поддержки членам их семей.

Отдельно докладчик остановился на определении понятия «лечащий врач». А. Оглобля обратил внимание на то, что лечащий врач осуществляет профессиональную деятельность в лицензированном учреждении здравоохранения. И именно учреждение здравоохранения несет юридическую ответственность за действия лечащего врача. Эти нюансы должны учитываться в том числе при приеме врача на работу, ведь на разных уровнях медицинской помощи выдвигаются различные требования к квалификации лечащего врача.

В завершение доклада А. Оглобля отметил, что в последнее время пациенты становятся более требовательными, и слабым местом государственной политики в сфере здравоохранения остается правовая защита врача.

Комментируя замечание о правовой защиты специалиста здравоохранения, Виталий Пашков, доктор юридических наук, заведующий кафедрой гражданского, хозяйственного и экологического права Полтавского юридического института, заметил, что эту проблему можно успешно решить с помощью такого механизма, как профессиональное самоуправление Комментируя замечание о правовой защиты специалиста здравоохранения, Виталий Пашков, доктор юридических наук, заведующий кафедрой гражданского, хозяйственного и экологического права Полтавского юридического института, заметил, что эту проблему можно успешно решить с помощью такого механизма, как профессиональное самоуправление.

Ученый сообщил, что специалисты Полтавского юридического института разработали проект Закона Украины «О фармацевтическое самоуправления» . Принятие этого важного документа предоставит специалистам возможность себя защищать, а также выполнять некоторые полномочия, делегированные государством. Не только фармацевтические работники, но и врачи нуждаются закона о профессиональном самоуправления. Ученый сообщил, что Полтавский юридический институт готов помочь с разработкой соответствующего законопроекта, если получит такой запрос.

Тему ответственности врача в своем докладе раскрыл Александр Лемешко, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного, административного и трудового права Полтавского юридического института Тему ответственности врача в своем докладе раскрыл Александр Лемешко, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного, административного и трудового права Полтавского юридического института. Ученый ознакомил присутствующих с новеллами уголовного законодательства, касающиеся уголовной ответственности в сфере медицинской деятельности. Он обратил внимание на примечание к ст. 45 Уголовного кодекса Украины, которая содержит определение коррупционного преступления. Среди статей, которые определяют коррупционные преступления, А. Лемешко выделил статьи 308, 312, 313, 320 и 354. Первые четыре касаются преступлений, совершаемых в сфере незаконного оборота наркотических средств и других преступлений против здоровья населения. В частности, ст. 320 случае нарушения установленных правил оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров.

Ученый обратил особое внимание на ст. 354 «Подкуп работника предприятия, учреждения или организации». Предмет этой статьи не является служебным преступлением. Соответственно, она распространяется на лиц, не являющихся должностными лицами. Но сфера применения этой статьи в том числе охватывает медицинскую и фармацевтическую деятельность. Речь идет о двух вариантах ответственности - ответственность лица, которое предлагает или обещает неправомерную выгоду работнику учреждения или организации, не являющимся должностным лицом, или об ответственности работника, получает неправомерную выгоду.

Врачи государственных и коммунальных учреждений здравоохранения являются субъектами преступления, предусмотренного ст. 354. Преступное поведение прописана следующим образом. Субъектом преступления является лицо, принимающее предложение (дает согласие), принимает обещание, получает неправомерную выгоду или просит ее предоставить. Названные формы совершения правонарушения могут быть зафиксированы только с помощью технических средств.

«Если проанализировать реестр судебных решений, то можно увидеть, что в последнее время количество дел в отношении коррупционных преступлений увеличилось в разы. Это ответ на запрос общества об усилении уголовной ответственности за совершение таких преступлений и, соответственно, их предупреждение », - отметил юрист.

В то же время приговоры в отношении преступлений, предусмотренных ст. 134 «Незаконное производство аборта», ст. 140 «Ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником», ст. 143 «Нарушение установленного законом порядка трансплантации органов или тканей человека» в большинстве случаев не были связаны с реальным отбыванием наказания. То есть законодатель предусмотрел смягчено отношение судов к преступлениям, которые совершаются медицинскими работниками во время выполнения профессиональной деятельности. Зато при коррупционном преступлении возможности для освобождения от отбывания наказания существенно ограничены.

Таким образом, на сегодня ответственность за профессиональные преступления значительно меньше, чем за коррупционные преступления.

Андрей Олефир, кандидат юридических наук, ассистент кафедры гражданского, хозяйственного и экологического права Полтавского юридического института Национального юридического университета им Андрей Олефир, кандидат юридических наук, ассистент кафедры гражданского, хозяйственного и экологического права Полтавского юридического института Национального юридического университета им. Ярослава Мудрого, представил доклад о состоянии дел в сфере государственных закупок. Он отметил, что через бюджетную систему перераспределяется более 50% ВВП, а это экономически невыгодно для страны. Поэтому увеличение финансовой автономии, в частности, учреждений здравоохранения - это правильное решение.

В сентябре 2015 Верховная Рада приняла последние изменения в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» . Кстати, несмотря на то, что этот закон вступил в силу в 2014, к нему уже 12 раз внесены изменения. Это свидетельствует о том, что изменения вносятся в спешке. Для сравнения в ЕС консультации относительно изменений в законодательство готовятся годами.

Среди основных новелл, на которые ученый обратил внимание, - повышение стоимостной границы как основания для применения Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» для товаров и услуг с 100 до 200 тыс. Грн., Работ - с 1 до 1200000 грн. , процедуры ценовых предложений - с 300 до 500 тыс. грн.

По словам докладчика, эти изменения уменьшат прозрачность и рациональность расходования государственных средств, к тому же приложение к годовому плану закупок (в котором указываются закупки, осуществляемые без проведения специальных процедур) не нужно обнародовать на веб-портале Министерства торговли и экономического развития Украины (Минэкономразвития ) в составе годового плана закупок.

Негативным с точки зрения защиты интересов национального товаропроизводителя является снижение уровня ожидаемой стоимости закупки товаров и услуг (до 133 тыс. Евро) в качестве основания для обязательного объявления о проведении процедуры закупки на веб-портале Минэкономразвития английском языке. Также нельзя признать обоснованным увеличение с 20 до 40 дней срока для подачи предложений конкурсных торгов в случае, если объявление о проведении закупки публикуется на английском языке на веб-портале Минэкономразвития, поскольку в таком случае значительно увеличивается срок проведения процедуры закупок.

На негативную оценку заслуживают исключение из перечня оснований, дающих право заказчику отменить торги или признать их несостоявшимися, выявления факта сговора участников, нарушающих законодательство о защите экономической конкуренции (совершают антиконкурентные согласованные действия).

Не обеспечивает предотвращения коррупции и то, что участник торгов должен предоставить заказчику информацию о наличии антикоррупционной программы или уполномоченного по ее реализации только в том случае, если стоимость закупки товара (товаров), услуги (услуг) или работ равна или превышает 20 млн грн., хотя в предыдущей редакции закона предусматривалась 1 млн грн. для товаров и услуг, 5 млн грн. - для работ. В противном случае такое предложение должно быть отклонено заказчиком.

Относительно позитивных изменений в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок», то к ним следует отнести следующие: усовершенствован порядок работы Комитета по конкурсным торгам: в протоколе заседания должны закрепляться результаты поименного голосования членов Комитета, присутствующих на заседании, по каждому вопросу; сокращенно предельные сроки подачи административных жалоб (не позднее чем за 4 дня до даты, установленной для представления предложений и др.) предоставлено дефиницию формальных ошибок при оформлении конкурсного предложения и положено на заказчиков обязанность четко определять их перечень в документации торгов и тому подобное.

В контексте дерегуляции произошло следующее. Из перечня функций Минэкономразвития исключено осуществления мониторинга закупок. Эта функция передана Государственной финансовой инспекции.

По законопроекту «О публичных закупках» ученый отметил, что этот проект по структуре воспроизводит действующий нормативный акт. К основным положениям, содержащий этот проект, следует отнести следующие: изменение слов в тексте документа с «государственная» на «публичное» и с «конкурс» на «тендер», что, по мнению разработчиков, должно повлечь антикоррупционный эффект; окончательное закрепление и расширение сферы деятельности специализированных заказчиков (поставки лекарственных средств, медицинских изделий и связанных с этим услуг, а также товаров, работ, услуг для обеспечения обороноспособности государства) предусматривается новый вид заказчиков - централизованные закупочные организации, особенности создания и деятельности которых будут установлены КМУ и прочее.

Роман Майданик, заведующий кафедрой гражданского права юридического факультета Киевского национального университета им Роман Майданик, заведующий кафедрой гражданского права юридического факультета Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, академик Национальной академии правовых наук Украины, доктор юридических наук, профессор, представил доклад на практически важную тему «Договор о предоставлении стоматологических услуг. Освобождение от ответственности ». Речь идет о гражданско-правовой ответственности. На такой договор распространяются общие положения гражданского законодательства, но с учетом особенностей предоставления стоматологических услуг. В судебной и правоприменительной практике существует ряд вопросов, которые на практике не получили одинакового решения. Одним из таких вопросов является определение перечня оснований для освобождения от ответственности. Гражданское право в таких оснований относит случай (казус) и обстоятельства непреодолимой силы.

Докладчик обратил внимание на то, что предоставление стоматологических услуг осуществляют субъекты хозяйственной деятельности. Учитывая это Гражданский кодекс Украины, а именно ст. 21 ограничивает перечень оснований для освобождения от ответственности только обстоятельствами непреодолимой силы, то есть форс-мажорными обстоятельствами. Итак, случай (казус) не может быть основанием для освобождения от ответственности. Поэтому, во-первых, возникает необходимость разграничения обстоятельств непреодолимой силы и случая (казуса). А, во-вторых, следует определить, на какие именно обстоятельства распространяется понятие «обстоятельства непреодолимой силы».

Традиционно к обстоятельствам непреодолимой силы относятся непредсказуемые необратимые события, которые имеют объективный характер и не зависят от субъективной воли и восприятия участников отношений. Но такие случаи встречаются редко. Гораздо чаще возникают ситуации, когда из-за довольно длительное время после предоставления пациенту стоматологической услуги с соблюдением соответствующих стандартов у него возникают недостатки, связанные с физиологическими особенностями. То есть причинно-следственной связи между стоматологической услугой и развитием недостатка нет.

Но бывают случаи, когда такие пациенты требуют материального возмещения вреда, который, по их мнению, причиненный действиями стоматолога. Существует риск, что суд удовлетворит требование пациента. Поэтому ученый посоветовал в договоре о предоставлении стоматологических услуг детально прописать перечень обстоятельств непреодолимой силы, в том числе и возможных функциональных, косметических или других недостатков, которые могут возникнуть у пациента через некоторое время после получения стоматологической услуги вследствие его физиологических особенностей.

Николай Холоденко, начальник информационного управления Государственной службы Украины по лекарственным средствам (Гослекслужба), рассказал о текущей деятельности ведомства Николай Холоденко, начальник информационного управления Государственной службы Украины по лекарственным средствам (Гослекслужба), рассказал о текущей деятельности ведомства. Сейчас Гослекслужба находится в состоянии реорганизации, но, тем не менее, она осуществляет контроль качества лекарственных средств, лицензирование хозяйственной деятельности на фармацевтическом рынке Украины и выполняет другие возложенные на него полномочия.

Он сообщил, что сейчас в Украине создан офис эффективного регулирования. Офис - это независимая неправительственная структура, не заменяет функции Государственной регуляторной службы или других государственных учреждений. Офис будет заниматься анализом законодательства и регуляторного поля, выявлением проблемных моментов и подготовкой проектов новых документов, которые будут направлены на их решение.

О деятельности Гослекслужбы М. Холоденко сообщил, что ведомство постоянно осуществлю контроль качества лекарственных средств. С начала года выдано 172 предписания, из них 30 - о запрете оборота фальсифицированных лекарств, около 60 - по некачественных препаратов. Это важный аспект деятельности ведомства, ведь благодаря предупредительным мерам украинские пациенты защищены от приобретения фальсифицированных лекарств.

Процесс лицензирования также продолжается, хотя действительно 39 рабочих дней лицензии не выдавались в связи с реорганизацией. Но остановка лицензирования не повлияла на количество аптек в Украине. С начала года аптечных учреждений увеличилось.

На сегодня Гослекслужба разработала проект новых Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству, оптовой и розничной торговли лекарственными средствами, а также импорта лекарственных средств (кроме активных фармацевтических ингредиентов). Этот документ обнародован на сайте ведомства и в ближайшее время он должен появиться на сайте Минздрава Украины, после чего начнется процедура его общественного обсуждения.

Относительно проверок субъектов хозяйствования, то в соответствии с Законом Украины от 28.12.2014 г.. № 71-VИИИ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» с разрешения Правительства осуществляются проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц - предпринимателей с объемом дохода до 20 млн грн. за предыдущий календарный год. Составляя планы проверок, Гослекслужба придерживается этого требования.

Екатерина Москаленко, кандидат юридических наук, ассистент кафедры гражданского права Киевского национального университета им Екатерина Москаленко, кандидат юридических наук, ассистент кафедры гражданского права Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, представила доклад на тему по информированного согласия пациента. Вопрос информированного согласия пациента давно беспокоит научное сообщество. Впервые практика получения согласия пациента на медицинское вмешательство возникла в Великобритании в XVIII в. А термин «информированное согласие» появился в американской судебной практике, когда после медицинского вмешательства пациента парализовало, и при рассмотрении этого дела в суде выяснилось, что если бы он был проинформирован о рисках, то отказался бы от медицинского вмешательства.

Во времена СССР предоставления информированного согласия пациента не требовалось и считалось, что поскольку пациент обращается в учреждение здравоохранения, он автоматически дает согласие на лечение. Это патерналистская модель, при которой ознакомления пациентов с медицинской документацией считается недопустимым.

Следующая модель - информационная, когда врач без эмоций сообщает пациенту факты относительно прогнозов медицинского вмешательства. И пациент на основе этих фактов принимает решение об объемах медицинского вмешательства. Совершенная модель - это когда врач выступает советчиком и благодаря завоеванной доверии получает от пациента согласие на лечение. Наиболее пациенториентована модель, это когда решение о лечении принимается совместно врачом и пациентом. Речь идет о том, что врач должен предоставить пациенту всю информацию, касающуюся состояния его здоровья, возможных объемов медицинского вмешательства и прогнозируемых рисков и последствий.

После пленарного произошло секционное заседание, в ходе которого специалисты имели возможность получить ответы на вопросы, касающиеся развития медицинского права в Украине.

Подводя итог конференции, следует отметить, что в настоящее время изучения медицинского права в Украине становится все более актуальной задачей для специалистов здравоохранения, особенно в контексте евроинтеграции и реформирования. Не менее важным является привлечение специалистов по медицинскому праву в процесс законотворчества, ведь они хорошо разбираются в нюансах украинского и европейского законодательства в этой сфере.

Елена Приходько,
фото Сергея Бека